Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы специалистов

Дата: 9 марта 2015 в 19:38, Обновлено 9 марта 2015 в 19:42

УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

(Рекомендации по развитию мелкой моторики)

У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

Игры и игровые приемы

1. Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

2. Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

3. «Обведи по контуру»:обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

4.«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»:Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

5. Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения  произношения у дошкольников

Для детей в возрасте от 1 до 6-7 лет речь родителей является образцом, поэтому общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

 

1. Соблюдайте плавность речи, эмоциональную выразительность, умеренный темп.

2. Желательно, чтобы Ваша речь была четкой.

3. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение.

4. Старайтесь не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами.

5. При общении с ребенком не используйте сложные лексико-грамматические обороты.

6. Задавайте ребёнку конкретные вопросы, не торопите с ответом.

7. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.

8. Полезно детям читать стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных навыков.

 

Проследите, чтобы Ваш ребенок выполнял следующие правила по формированию плавной речи:

 

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предожением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно.

5. Прежде чем начать говорить, глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на согласный, а на гласный.

9. Никогда не нажимай на согласные, в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

 

Капризы

и упрямство малыша

Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их капризами, упрямством. Часто бывает трудно понять поведение ребёнка, разобраться с причинами негативизма.

Подумаем вместе: как вести себя родителям и что делать с кричащими, топающими, неуправляемыми малышами?

Одно родители должны помнить всегда: дети капризничают не потому, что они хотят рассердить своих пап и мам или достичь определённую цель. Они просто не могут унять своё упрямство. Это выше их сил.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, вызывающего стресс. И тут они показывают невероятную силу, бросаются на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Но чаще всего кричат, пока у них не перехватит дыхание. А отдышавшись, продолжают всё по-новому.

Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой. Приступы очень утомительны для детей: они расходуют почти все свои силы, а после чувствуют себя опустошёнными.

 

Что могут сделать родители

  • Предугадать, когда произойдёт очередная вспышка упрямства, возможно не всегда. Самая лучшая тактика – это предоставить ребёнку как можно больше физической свободы. Так ли уж плохо, если во время прогулки ваш малыш с удовольствием топает по лужам или занят поиском корешков в земле?
  • Приступа упрямства детей иногда можно избежать с самого начала. Они не любят, когда их прерывают во время игры.
  • Не придавайте слишком большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему малышу. Замечания, нотации в такой ситуации не имеют смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Дети очень чувствуют настроение родителей. Старайтесь не показывать ребёнку своего раздражения, отрицательных эмоций. Это может усилить приступ упрямства.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

 

Что необходимо знать

  • Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.
  • Как правило, фаза упрямства заканчивается после трёх лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на второй год жизни.
  • Мальчики упрямятся чаще и сильнее, чем девочки.
  • Приступ упрямства чаще всего происходит в первую половину дня.
  • В фазе упрямства приступ случается у детей до пяти раз в день. У некоторых – до 20 раз!

Если дети по достижении трёх лет всё ещё продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идёт о "фиксированном" упрямстве. Чаще всего – это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребёнка.

 

 

 

Агрессивность

 

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

 

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

 

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

 

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных, неприятных ситуациях: ребенок упал, его подразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани – слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки (например, «елки-палки»).

 

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше формы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

 

Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.

 

В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

 

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а, может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, как ответить.

 

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут только стимулировать его. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

 

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.

 

Ругать или поощрять?

Врёт или фантазирует?

Это мы, взрослые, уверены в том, что мир – это реальность, правда жизни. У ребёнка отношения с миром, который их окружает – иные. Мир, в котором живет малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети мечтают примерить на себя роль волшебника, и поэтому фантазируют. Не останавливайте малыша, дайте волю детской фантазии. Это полезно для его развития.

Как правило, дети начинают выдумывать в 3-4 года, а в 5-6 уже изо всех сил фантазируют. Они верят в добрых и злых волшебников. Они верят в новогодние чудеса. В силу своих психологических особенностей они обыгрывают  игровые сюжеты, наделяя игровых персонажей мыслями и чувствами реальных людей, героев мультфильмов и кинофильмов. Игровые сюжеты становятся реальностью: пистолеты «по-настоящему» стреляют; подводная лодка, собранная из крупного конструктора, «по-настоящему» погружается на дно; соломенная шляпка, надвинутая на глаза, помогает поверить в то, что это – шапка-невидимка, а значит вот-вот начнутся чудеса.

Все это – детская фантазия: наивная, непосредственная, безвредная и бескорыстная. В большинстве случаев она свидетельствует лишь о развитом воображении. Но бывает, что дети начинают выдумывать, чтобы дополнить свой внутренний мир тем, чего им не хватает. По наблюдениям специалистов чаще сего фантазируют одинокие, замкнутые дети. Из них часто вырастают творчески одаренные люди. Если малыш откровенно фантазирует, ни в коем случае нельзя говорить, что он врёт.

Необходимо разобраться, почему ребенок выдумывает. Например, сын может воображать себя богатырем, который побеждает  врагов, если он физически слабый. А девочка будет рассказывать, что Буратино не хотел спать, залезал под кровать, смешил всех, если она сама не любит «тихий час». Необходимо направлять фантазии малыша в творчество. Когда услышите новую историю, скажите: «Замечательно! Из твоего рассказа выйдет интересная сказка. Попробуй ее написать или нарисовать». Так вымысел станет поводом для создания литературного «шедевра».

Но фантазер может превратиться в пустого мечтателя, если ребенок вместо того, чтобы учиться преодолевать трудности, постоянно о чём-то мечтает, выдумывает. Возможно, из него вырастет малоприспособленный к жизни человек. Такого ребёнка периодически нужно «возвращать на землю».

Фантазия – безвредная, чего не скажешь о вранье. Если дети врут, то однозначно – в этом виноваты взрослые. Ведь они требуют от малыша говорить лишь правду, а услышав ее, наказывают. Поэтому и возникают у маленьких фантазёров мысли – как схитрить, недоговорить, переврать.

Боязнь наказания – основная причина, которая объясняет, почему ребёнок врёт. Первоклассник любит после уроков погонять в школьном дворе мяч. А мама за это устраивает разгром: «Разве ты не знаешь, что в два ты должен быть дома?!» Именно в таких случаях дети вынуждены врать. В следующий раз мама узнает, что у сына был «классный час» или он помогал другу мыть парту. И, наоборот: в семьях, где не ругают детей по любому поводу и умеют выслушать, причин для вранья нет.

         Еще одна из причин детской неправды – родительский эгоизм и бестактность. Любая неприятность ребенка воспринимается старшими как что-то ужасное. Плохая оценка, разорванные штаны и даже бутерброд, который он не съел в школе – за все это родители устраивают ребенку разнос: «Так делать нельзя!» Малыш попадает в жесткий круг критики, единственный выход из которого – самозащита. Дети хотят избежать не только наказания, но и насмешек. И обман в таких случаях – не что другое, как тактическое защитное средство. Желание избежать конфликта принуждает детей прибегать к неправде. Так исчезают «ненужные» страницы из дневника, придумываются всяческие истории, возникают неожиданные болезни.

Бывает, что обман – единственный способ достичь цели, обойти запреты. Но иногда обман – не имеет значения, детский или взрослый, - оправдан нежеланием ябедничать, выдавать секреты друзей. Проанализируйте свое поведение: какой ваш поступок мог спровоцировать малыша на хитрость и обман. Вспомните, как вы сами в детстве говорили неправду (ведь было!) и проникнитесь нынешними переживаниями своего ребёнка.

Не провоцируйте дополнительное вранье ребенка своими вопросами «на засыпку», требуя признаний, не устраивайте допросов и суда над «преступником».

Не давайте пример своими обманами (просьба сказать по телефону, что Вас нет дома), придерживайтесь своих обещаний, а когда не удается, аргументировано объясните, а не безразлично отмахивайтесь: «Мало ли что я там говорила».

Чаще восхищайтесь своим ребенком, демонстрируйте свою любовь к нему. Старайтесь не ставить ему других в пример.

Среди детей есть патологические врунишки, с которыми бороться без толку – это врожденное качество. Но малышей с таким недугом очень мало – два-три на 10 тысяч.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(гиперактивных детей)


1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность. Однако это нужно делать искренне, не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
2. Избегайте повторений «нет» и «нельзя».
3. Разговаривайте с ребенком всегда спокойно, сдержанно и мягко.
4. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
5. Запретов не должно быть много, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. Взрослые должны быть последовательными при исполнении санкций.
6. Избегайте, по возможности, большого скопления людей, т.к. на ребенка оказывается чрезмерное стимулирующее, возбуждающее воздействие.
7.Перед походом со своим ребенком в музей, театр или в гости, заранее объясняйте ему правила поведения.
8. Если ребенок в чем-то не прав, не читайте ему но­тации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и на­казаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
9. Не принуждайте ребенка просить прощения и давать обещания: Лучше поставить одно требование перед ребенком и добиваться его выполнения. Не отработав одного пункта, не пере­ходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.
10. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных товарищей.
11 Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Для ребенка будут полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
12. Продумывайте все поручения, которые даете ребенку, и помните: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
13. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
14. Рабочее место ребенка долж­но быть тихим и спокойным. В ходе выполнения задания родителям желательно находиться ря­дом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
15. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
16. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
17. Занимайтесь с ребенком в начале дня, а не вечером .Уменьшите рабочую нагрузку ребенка.
18. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки
19. Снижайте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
20. Предоставляйте ребенку возможность выбора.
21 При бурной реакции оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия—нет пре­имущества!

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.