Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика суицидального поведения

Дата: 1 апреля 2015 в 11:43, Обновлено 12 марта 2020 в 07:59

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Помощь детям-жертвам насилия

Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию

  • Поверить ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
  • Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.
  • Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
  • Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».
  • Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Психологическая помощь детям – жертвам насилия

Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.

Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:

- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;

- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;

- коррекция «сексуализированного» поведения;

- формирование способности к самопринятию;

- выработка способности к самостоятельному принятию решений.

Этапы психологического сопровождения ребенка

Этапы психологического сопровождения ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач:

Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.

Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.

Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.

Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.

Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.

Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.

Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.

Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.

Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.

Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.

Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.

Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

  • Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
  • Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
  • Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
  • Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
  • Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними.
  • Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
  • Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
  • Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ваня, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
  • Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

 Тема: Профилактика и предупреждение насилия среди несовершеннолетних

Проблема профилактики насилия над несовершеннолетними носит не только педагогический, но и социально-экономический характер. Она порождена самой жизнью, теми процессами развития социально-экономических отношений, которые происходят в мире и в Беларуси. Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми. Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а также школа как социальный институт.

Рассматривая школу как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений.

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися.

Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, расширяя его профессиональное самосознание, формируя способность смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса. С этой целью полезными будут тренинги социальных умений и практикумы педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе.

Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения необходимо выделить также:

- расширение свободы и возможностей выбора видов деятельности;

- введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»;

- расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования;

- создание психологического климата взаимного уважения и доверия; 

- проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации;

- самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания;

- организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.

Обсуждая вопросы насилия, невозможно не говорить о правах ребенка в образовательном учреждении.

Формы проведения: семинар, семинар-практикум, круглый стол, тренинги социальных умений.

"Дом без насилия"

ПАМЯТКА  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»


Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.

 Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:

● Физического                      ● Словесного                      ● Эмоционального

● Духовного                         ● Экономического оскорбления

             С целью:

● Контроля                           ● Запугивания                    ● Внушения чувства страха.

             Причины жестокого обращения с детьми:

- безработица или низкая материальная обеспеченность;

- алкоголизм одного или обоих родителей

- одиночество или распавшийся брак;

- слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

- физическое или психическое переутомление;

- незрелость родителей;

- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

- отсутствие привязанности к ребенку;

- чрезмерная требовательность;

- рождение другого ребенка;

- большое количество детей.

Признаки, свойственные жертвам физического насилия:

✓ Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;

✓ В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;

✓ В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.

Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:

✓ Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;

✓ Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;

✓ Беспокойство, тревожность;

✓ Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;

✓ Склонность к уединению;

✓ Плохая успеваемость;

✓ Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;

✓ Нарушение аппетита;

✓ Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

 Действия в случае выявления жестокого обращения

Классный руководитель:

● Сообщение специалистам СППС и администрации ОУ о выявленном случае жестокого обращения.

● Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.

● Оказание моральной поддержки ребенку.

Социальный педагог:

● Уведомление администрации о выявленном факте.

● Составление социально-педагогической характеристики семьи.

● Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.

● Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.

Педагог-психолог:

● Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.

● Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком

● Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).

● Длительное сопровождение (арт- терапия и др.).

Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.

Необходимо убедить родителей, что:

● насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;

● любовь к родителям важнее страха перед ними;

● насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить
.

МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.