Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности

Дата: 10 июня 2019 в 13:36, Обновлено 15 июня 2019 в 10:06

УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель председателя Минского облисполкома И.Н.Макар

«08» декабря 2015 года

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей: - право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31); - ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 3, 5, 18, 26); - право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст. 16, 19, 32-37). Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и иными актами законодательства. Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции. Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени. Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть: - информация от ребенка; - информация от родителей (законных представителей), других членов семьи; - информация от специалистов учреждений образования; - информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; - результаты медицинского осмотра; - дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1. Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1. Физические признаки: Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия). Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: - ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; - синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия; - жалобы на боль и зуд в области гениталий; - повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; - инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; - повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; - недержание мочи; - болезни, передающиеся половым путем; - беременность. Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка: - странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе; - чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; - сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями; - соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым; - необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении: - трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; - внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; - частая задумчивость, отстраненность; - постоянная депрессивность, грустное настроение; - нежелание принимать участие в подвижных играх; - непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее; - чрезмерная склонность к скандалам и истерикам; - терроризирование младших детей и сверстников; - чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; - возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение; - отчуждение от братьев и сестер; - жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); - амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста); - рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»; - утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки: - прогулы занятий в учреждении образования; - внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям; - неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»); - принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию); - неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; - отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка: - снижение самооценки; - отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; - саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям; - мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов: - беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком; - боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами; - сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек; - боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра); - головная боль, боли в области желудка и сердца; - навязчивые страхи; - расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии: - Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию. - Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний. - Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»). - Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться. - Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии. - Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений. - Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно. - Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции. - Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко. - Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся. - Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал. - Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». - Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). - Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений. - Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога. - Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. - После окончания разговора сделайте подробную запись. - Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении: - Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку). - Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми. - Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать. - Уделите внимание следующему: а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка; б) гарантии безопасности различным причастным лицам; в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие; г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры; д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать; е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом); ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц. Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать: - не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит); - не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником: - страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.); - низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил); - чувство вины (я недостаточно сопротивлялся); - отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже); - стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня); - отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда); - любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву). Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:

1. Учреждение образования: - педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем; - руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования; - провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении; - в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего. Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.

2. Отдел образования, спорта и туризма: - обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; - при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи; - в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.