ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
(ПО Е.А.КЛИМОВУ)
ТИП |
ВЕДУЩИЙ ПРЕДМЕТ ТРУДА |
ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ |
Человек – техника |
Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия |
Инженер, радиомеханик, оператор станков, слесарь, технолог, водитель транспорта, крановщик, киномеханик, токарь, фрезеровщик, наладчик станков и линий, сборщик часов, оптик и др. |
Человек – человек |
Люди, группы, коллективы |
Учитель, врач, медсестра, воспитатель дошкольных учреждений, продавец, психолог, профконсультант, социальный педагог, юрист, специалист по рекламе, менеджер, библиотекарь и др. |
Человек – знаковая система |
Условные знаки, коды, формулы |
Телеграфист, чертежник, бухгалтер, статистик, переводчик, редактор, экономист, архивист, программист и др. |
Человек – художественный образ |
Художественные образы, их части, элементы, свойства |
Фотограф, кондитер, парикмахер, музыкант, актер, писатель, композитор, художник-оформитель, столяр по производству художественной мебели, вышивальщица, архитектор, дизайнер, искусствовед, маляр, модельер, скульптор, портной, закройщик, швея, стеклодув, витражист, ювелир, печник, режиссер и др. |
Человек – природа |
Живые организмы, биологические, микробиологические процессы, животные, лесное хозяйство |
Инженер-океанолог, садовник, агроном, лесовод, зооинженер, лаборант-микробиолог, радиоэколог, медик-эколог, озеленитель-овощевод, биолог, биоэколог, семеновод, животновод, ветеринар, оператор машинного доения, цветовод, мастер-садовод, мелиоратор и др. |
Выбор профессии – сложная и ответственная задача в жизни каждого. Помни! Здесь нет места спешке или воле случая. От того, насколько осознанно ты сделаешь этот выбор сегодня, будет зависеть твоя степень удовлетворенности собственной жизнью в будущем.
По результатам исследований, человек непрерывно проводит на своем рабочем месте более 10 лет |
- ШАГОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- Будь внимательнее к себе! Проанализируй сферу своих интересов и увлечений (чем тебе нравится заниматься на уровне хобби, а с чем можно было бы надолго связать свою жизнь).
- Какими личностными качествами (внимательность, инициативность, ответственность....) и физическими возможностями (выносливость, утомляемость и т.д.) ты обладаешь? Постарайся изучить свои сильные и слабые стороны.
- Оцени собственные способности (учебные, математические, технические, музыкальные, литературные, физические – что у тебя лучше всего получается, а что дается с трудом).
- Ознакомься с профессиями, в которых ты бы мог реализовать собственные интересы и способности, которые соответствуют им. Составь список.
- Познакомься и побеседуй с представителями этих профессий, постарайся побывать на рабочем месте каждого специалиста, изучить характер и условия труда. Попробуй под контролем специалистов выполнить профессиональное задание!
- Ознакомься со всеми учебными заведениями, в которых обучают студентов по данной специальности.
- Еще раз сопоставь свои личные качества и возможности с характером выбранной профессии.
ПРИНЯВ РЕШЕНИЕ, НЕ ОТСТУПАЙ ПЕРЕД ТРУДНОСТЯМИ. БУДЬ НАСТОЙЧИВ В ДОСТИЖЕНИИ НАМЕЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ! |
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
- отождествление любимого учебного предмета с будущей профессией;
- неумение определить наилучший путь получения профессии;
- выбор профессии в последний момент, «на авось» или по принципам «куда ЦТ приведет»;
- выбор профессии за компанию, по популярности среди сверстников («все пошли и я пошел»);
- выбор конкретного учебного заведения, а не специальности;
- определение будущей профессии родителями без участия подростка;
- ориентация сразу на профессии, требующие высокой квалификации;
- перенос положительного или негативного отношения к конкретному человеку на саму профессию.
2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
- незнание, переоценка или недооценка своих психологических особенностей;
- незнание, переоценка или недооценка своих физических особенностей;
- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
- увлечение только внешней стороной профессии (зарплата, престиж, популярность, востребованность);
- незнание требований профессии к человеку;
- устаревшие представления о характере деятельности и условиях труда конкретной профессии;
- предубеждения в отношении престижности профессии.
http://KudaPostupat.by - сайт в помощь абитуриенту
Карьера.by - поиск работы и трудоустройство, вакансии...;
Национальный институт образования - образовательный портал Республики Беларусь;
Республиканский центр профессиональной ориентации молодёжи
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования
Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования Белорусского национального технического университета при содействии отделов образования рай(гор)исполкомов проводит тестирование по желанию в учреждениях общего среднего образования в рамках освоения программ дополнительного образования детей и молодежи по естественнонаучному и гуманитарному профилям «Школ юных».
Тестирование по желанию используется для измерения индивидуальной динамики учебных достижений учащихся по предметам математика, физика, русский, белорусский, английский языки.
Основными целями тестирования являются:
- адаптация учащихся к централизованному тестированию;
- ориентация учащихся в выборе профиля обучения, будущей профессии.
В 2019–2020 учебном году проводится тестирование по желанию для учащихся 5-7 классов по русскому и белорусскому языкам, математике, для учащихся 8-10 классов по русскому, белорусскому и английскому языкам, математике и физике.
1-этап тестирования по желанию охватывает период с 15 октября по 15 декабря.
2-этап проводится в период с 15 февраля по 30 апреля.
Тестирование по желанию представляет возможность:
1) учителям и родителям проверить и оценить уровень знаний учащегося на данном этапе по выбранным учебным предметам, конкретным темам (разделам);
2) учителям и учащимся наметить пути более эффективной подготовки и устранения пробелов в знаниях по ранее изученному материалу;
3) упростить адаптацию учащихся к централизованному тестированию.
Адрес: 220013 г. Минск, пр. Независимости, 65, учебный корпус №3 БНТУ
E-mail: iifomobntu@bntu.by
Тел. 8017 293 96 56, 8017 292 53 22 (факс)
Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ в соответствии с решением совместного Совета Минского областного исполнительного комитета и Белорусского национального технического университета «О совершенствовании совместной деятельности Минского областного исполнительного комитета и Белорусского национального технического университета» в 2019-2020 учебном году проводит тестирование по желанию в учреждениях общего среднего образования в рамках освоения программ дополнительного образования детей и молодежи по естественнонаучному и гуманитарному профилям «Школ юных» 2 раза в год (по согласованию с управлением образования Минского облисполкома) учащихся 5-7 классов по русскому и белорусскому языкам, математике, для учащихся 8-10 класса по русскому, белорусскому и английскому языкам, математике и физике. 1-этап проводится в период с 15 октября по 15 декабря. Контролируются остаточные знания учащихся по конкретному учебному предмету за предыдущий учебный год. 2-этап проводится в период с 15 февраля по 30 апреля. Контролируются знания по конкретному учебному предмету, полученные обучающимися за первое полугодие текущего учебного года. Стоимость одного человеко-теста составляет 2 белорусских рубля 20 копеек. Планируется заключение договора с РУОСиТ, средней школой, гимназией, лицеем и др. об оказании услуг, согласно которому БНТУ будет возвращать 80 копеек за один человеко-тест на счет РУОСиТ, средней школы, гимназии, лицея и др. за организацию тестирования по желанию. По всем возникающим вопросам обращаться по телефону: 8017 293 96 56, 8017 292 53 22 (факс), е-mail: iifomobntu@bntu.by
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский национальный
технический университет
* Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машины и оборудование
* Экономика и управление на предприятии
* Техническая эксплуатация автомобилей
* Промышленное и гражданское строительство
Белорусский государственный
университет информатики
и радиоэлектроники
* Инфокоммуникационные технологии (системы
телекоммуникаций специального назначения)
* Вычислительные машины, системы и сети (вычислительные системы и сети специального назначения)
Белорусский государственный
университет транспорта
* Управление подразделениями транспортных войск (восстановление и строительство
транспортных коммуникаций)
Гродненский государственный
университет им. Я. Купалы
* Тыловое обеспечение войск (вещевым
имуществом; продовольствием)
* Физическая подготовка военнослужащих
Институт пограничной службы
Республики Беларусь
* Управление подразделениями границы
* Управление подразделениями пограничного контроля (для лиц мужского и женского пола)
* Оперативная деятельность органов
пограничной службы
* Идеологическая работа в органах
пограничной службы
Военная академия
Республики Беларусь
* Практическая психология в военном деле
* Эксплуатация средств анализа и обработки радиосигналов
* Телекоммуникационные системы (радиоэлектронная разведка; эксплуатация)
* Эксплуатация наземных систем вооружения
* Эксплуатация автоматизированных систем
обработки информации (специальная связь,
контроль за режимом секретности; эксплуатация автоматизированных систем обработки
информационного обеспечения органов
пограничной службы)
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
* Правоведение (административно-правовая
деятельность)
Белорусский государственный
медицинский университет
* Лечебное дело
ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калининградский пограничный
институт Федеральной службы
безопасности Российской Федерации
* Специальные радиотехнические системы
* Применение и эксплуатация
автоматизированных систем специального
назначения
Череповецкое высшее военное
инженерное училище
радиоэлектроники
* Специальные радиотехнические системы
По интересующим Вас вопросам
можете обратиться:
в управление подготовки Государственного пограничного комитета Республики Беларусь
тел. (факс): (017) 287 06 49
в Институт пограничной службы
Республики Беларусь
тел. (факс): (017) 356 70 96
Информация по поступлению в сети Интернет:
http://gpk.gov.by
http://ips.gpk.gov.by
По интересующим Вас вопросамможете обратиться:
в управление подготовки Государственного пограничного комитета Республики Беларусь
тел. (факс): (017) 287 06 49
в Институт пограничной службы
Республики Беларусь
тел. (факс): (017) 356 70 96
Информация по поступлению в сети Интернет:
http://gpk.gov.by
http://ips.gpk.gov.by
Уважаемые абитуриенты!
В зависимости от выбранного Вами учреждения образования необходимо выполнить различные действия.
1. Если Вы решили поступать в Институт
пограничной службы Республики Беларусь или
Калининградский пограничный институт
Российской Федерации Вам необходимо:
1.1. Обратиться с заявлением в военный
комиссариат (по месту жительства) до 1 апреля
года поступления.
1.2. Пройти профессиональный отбор (два
этапа):
1.2.1. Предварительный профессиональный отбор, включающий в себя направление кандидатов на медицинское освидетельствование, изучение моральных и деловых качеств кандидатов. (Проводится, как правило, с 1 января
по 10 апреля года поступления).
1.2.2. Окончательный профессиональный отбор кандидатов, включающий в себя окончательное
медицинское освидетельствование,
профессионально-психологическое обследование
и проверку уровня физической подготовленности.
(Проводится, как правило, с 11 апреля
по 30 мая года поступления).
1.3. Принять участие в централизованном
тестировании.
2. Если Вы решили поступать в Академию МВД Вам необходимо:
2.1. Обратиться с заявлением в ближайшую
воинскую часть органов пограничной службы
до 15 апреля года поступления.
2.2. Пройти профессиональный отбор,
включающий в себя медицинское
освидетельствование, изучение моральных и
деловых качеств кандидатов, профессионально-психологическое обследование и проверку уровня физической подготовленности.
(Проводится, как правило, с 1 января
по 20 мая года поступления).
2.3. Принять участие в централизованном
тестировании.
3. Если Вы решили поступать в иные 3.1. Обратиться с заявлением в военный 3.2. Пройти профессиональный отбор (два 3.2.1. Предварительный профессиональный отбор, включающий в себя направление кандидатов на медицинское освидетельствование, изучение моральных и деловых качеств кандидатов, 3.2.2. Окончательный профессиональный отбор кандидатов, включающий в себя окончательное (Проводится, как правило, с 11 апреля 3.3. Принять участие в централизованном Мы будем рады, если именно Вы ГРАНИЦА — ЭТО МЕСТО, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ И ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ А. Г.ЛУКАШЕНКО |